Меню
Практика ВС последних месяцев показала, что в данном вопросе появились новые проблемы, которые затрагивают и процесс удовлетворения требований кредиторов. Речь о повышенных комиссиях за проведение платежей юридических лиц в пользу физических лиц.
Десять лет назад было принято Постановление Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 № 36 «О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства», разъясняющее многие вопросы из сферы отношений банкротов и банков. Тем не менее практика Верховного суда РФ последних месяцев показала, что с тех пор появились новые проблемы, которые в том числе затрагивают и процесс удовлетворения требований кредиторов. Речь идет о взимании банками комиссий за проведение платежей юридических лиц в пользу физических лиц в повышенном размере. Общераспространенной является практика взимания комиссии в размере 10% от суммы платежа свыше 2–5 миллионов рублей. Исключения настолько редки, что можно говорить об 1–2 кредитных организациях с иными условиями обслуживания.
Согласно ст. 5 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» банковская комиссия, взимаемая после возбуждения дела о банкротстве должника, относится к текущим платежам, уменьшает объем конкурсной массы, которая направляется арбитражным управляющим на удовлетворение требований кредиторов, включенных в реестр. Поэтому при проведении процедур банкротства управляющим и кредиторам так важно внимательно отслеживать размер и основания взимаемых комиссий по тем платежам, которые проводит должник во время процедуры: будь то удовлетворение требований кредиторов или оплата по текущим обязательствам в пользу физических лиц.
В нашей практической деятельности в ходе оказания услуг сопровождения деятельности финансового управляющего в августе 2021 года мы столкнулись с комиссией на входящий платеж (пополнение конкурсной массы гражданина-банкрота за счет взыскания дебиторской задолженности), провели переговоры с кредитной организацией, которая удержанную сумму комиссии вернула на счет должника. Своевременное отслеживание всех операций по расчетному счету должника позволяет оперативно реагировать на подобные события и вовремя вступать в переговорный процесс с кредитной организацией. Качественное проведение переговоров позволяет избежать судебных разбирательств.
Однако не всегда удается договориться до суда. Так, недавно Верховный суд РФ рассмотрел шесть дел о взыскании с различных банков несправедливой банковской комиссии в существенном размере (в диапазоне от 1 до 7,5 млн рублей), при этом одно из них непосредственно затрагивает платежи организации-банкрота (одно из дел закончилось отказом кассатора от кассационной жалобы, поэтому ниже о нем речь идти не будет).
Фабула всех дел одинаковая: юридическое лицо является клиентом кредитной организации по договору на расчетно-кассовое обслуживание. Данный договор является договором присоединения (чаще всего данные о клиенте заполняются от руки в подготовленные формы, являющиеся приложением к внутренним инструкциям банка о порядке открытия, переоформления и закрытия счетов клиентов). Условия всех договоров на РКО предусматривают право банка в одностороннем порядке изменить условия договора. Организация — клиент банка (а по одному из дел организация-банкрот) перечислила на счет физического лица денежные средства, в разных делах с разным назначением платежа: либо предоставление займа (дело Инвесткома), либо возврат ранее выданного займа (дело «Стройавто»), либо в порядке распределения конкурсной массы в процедуре банкротства (дело Вашего финансового попечителя), или в качестве оплаты по договору купли-продажи недвижимости (дело Сибирской инвестиционной группы), а также в качестве дивидендов учредителю (дело «Лесотехники»). За проведение указанных платежей юридических лиц банки списали с их счетов комиссию в размере 10% от суммы перечисления. Все клиенты обратились в банки с требованием возвратить комиссию в таком существенном размере, получили отказы и затем обратились в суд с требованиями о взыскании с банков неосновательного обогащения в размере несправедливой банковской комиссии. Все нижестоящие суды единогласно в каждом из указанных дел отказали истцам, сославшись на положения договора РКО и на право банков в одностороннем порядке по своему усмотрению менять условия договора, в том числе в части банковской комиссии.
С 2016 года кредитные организации повысили тарифы на проведение платежей юридических лиц в пользу физических лиц
Представляется, что следует осветить «историю» вопроса, с чего все началось. С 2016 года кредитные организации повысили тарифы на проведение платежей юридических лиц в пользу физических лиц. При этом указанное повышение происходило на фоне установления символических комиссий по платежам в пользу юридических лиц (5–6 рублей за обработку одного платежного поручения в пользу юридического лица и 10% от суммы платежа в пользу физического лица). Внесение изменений в тарифные планы в части увеличения комиссий за переводы средств на счета физических лиц, как это указывалось в судебных актах по соответствующим спорам того периода, было принято в ходе комплекса работ кредитных организаций в области противодействия легализации (отмыванию) доходов и предотвращению случаев проведения сомнительных операций и направлено на соблюдение требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее — Закон 115-ФЗ). Однако данную практику Верховный суд РФ попытался остановить, указав, что действующее законодательство не предусматривает права банков устанавливать специальное комиссионное вознаграждение в качестве меры противодействия легализации доходов, полученных преступным путем «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019), хотя, как мы видим из описанного выше случая, периодически банки продолжают взимать комиссию даже в отношении зачисляемых на расчетный счет физического лица денежных средств и после явно выраженного запрета.
В 2020 году ЦБ принял методические рекомендации, в которых призвал банки воздержаться от установления повышенных тарифов
В 2020 году Центральный банк РФ принял методические рекомендации о применении кредитными организациями повышенного размера комиссионного вознаграждения (утв. 12.02.2020 № 2-МР), в которых призвал банки воздержаться от установления повышенных тарифов в отношении максимально широкого спектра экономически обоснованных операций, в частности, перечисления заработной платы, перечисления дивидендов, алиментов, пенсий и пр., а также других экономически обоснованных платежей. И действительно, в отношении заработной платы, алиментов, стипендий и иных платежей социальной направленности банки комиссии отменили, начав широкое применение так называемых «зарплатных проектов». Однако указанные изменения не были повсеместными и последовательными, что привело к принятию вторых методических рекомендаций с идентичным названием (утв. 24.03.2022 г. № 4-МР), в которых ЦБ РФ указал в качестве основной причины «непослушания» банков указаниям ЦБ РФ — неэффективную реализацию кредитными организациями бизнес-процессов, а также «пригрозил» влиянием данной непоследовательной деятельности на оценку деятельности кредитных организаций со стороны Банка России.
В 2021 году Верховный суд РФ вначале вновь включил в обзор судебной практики положения о том, что осуществление банком функций контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма производится в публичных интересах, во исполнение обязанностей, возложенных федеральным законом и принятых в соответствии с ним нормативных актов, а не на основании договора с клиентом. Поэтому осуществление кредитной организацией указанной выше публичной функции не может использоваться в частноправовых отношениях в качестве способа извлечения выгоды за счет клиента в виде повышенной платы за совершение операций с денежными средствами, которые кредитной организацией признаны сомнительными, поскольку это противоречит существу правового регулирования данных отношений и не предусмотрено ни Федеральным законом № 115-ФЗ, ни иными нормативными актами «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2021)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021).
Затем Верховный суд РФ рассмотрел очередное дело о взимании «заградительной» банковской комиссии при проведении платежей юридического лица на расчетный счет физического лица по Закону № 115-ФЗ и отметил, что введение и взимание подобной комиссии не соответствует целям правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Высший суд неоднократно указывал кредитным организациям на невозможность взимания повышенных банковских комиссий с обоснованием ссылкой на закон 115-ФЗ
Таким образом, высший суд неоднократно указывал кредитным организациям на невозможность взимания повышенных банковских комиссий с обоснованием ссылкой на закон 115-ФЗ. Указанное правоприменение на уровне Верховного суда РФ привело к тому, что спорное обоснование было нивелировано, однако размер комиссий от этого не изменился: банки не вносили изменений в свои тарифы в части комиссии, установленной на платежи в пользу физических лиц.
Наконец в 2023–2024 гг. Верховный суд РФ рассматривает целую серию однотипных дел, посвященных одному и тому же вопросу: имеет банк или нет право в одностороннем порядке изменять условия договора банковского счета, устанавливая комиссию в отношении платежей в пользу физических лиц в размере, существенно выше, нежели комиссия за платеж в пользу юридического лица.
Выработанные в судебных актах по указанным делам высшей судебной инстанцией правовые подходы крайне важны для всех участников гражданского оборота, который невозможно представить себе без проведения безналичных расчетов, и особенно важны для процедур банкротства, эффективность которых (а значит, и размер стимулирующего процентного вознаграждения арбитражного управляющего) зависит от процента погашения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, который, в свою очередь, зависит от размера конкурсной массы, которая не должна уменьшаться на размер несправедливых банковских комиссий.
Ниже приведем самые важные тезисы:
Все указанные правовые позиции необходимо знать и эффективно применять при проведении процедур банкротства, оперативно отслеживать движения по расчетному счету и в случае списания комиссий в существенном размере проводить переговорный процесс с опорой на последнюю судебную практику, в формировании которой активное участие принимало наше адвокатское бюро.
Источник: probankrotstvo.ru
Бесплатная консультация